I. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ ЗАКАЗЧИКА И ИХ АНАЛИЗ
- Помощь в формировании пакета документов Заказчика, необходимые консультации.
- Анализ представленных Заказчиком документов, их проверка на действительность. Осуществляется на возмездной основе по договору.
- Вынесение решения о возможности или невозможности сертификации.
II. ВЫЕЗДНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАКАЗЧИКА
- В случае успешного прохождения первого этапа Заказчиком и оплаты расходов по выездному освидетельствованию предприятия Заказчика ЦентрХаляльНадзор определяет дату проведения освидетельствования предприятия Заказчика.
- Специалисты ЦентраХаляльНадзора на предприятии Заказчика проводят необходимые исследования и проверки (отбор образцов продукции, проверка производственных условий и оборудования и т.п.). Результаты исследований отражаются в Акте освидетельствования предприятия Заказчика.
- На основании Акта освидетельствования руководство ЦентрХаляльНадзор принимает решение о возможности выдачи сертификата соответствия.
- Оформление и выдача сертификата и разрешения на применения знака соответствия на договорной основе.
Планирование деятельности
При планировании деятельности по сертификации устанавливается:
- схема и область сертификации
- команда аудиторов и экспертов;
- деятельность по проведению аудита;
- деятельность по принятию решения и выпуску сертификата;
- требования к составу и формам документированной информации, подтверждающей выполнение требований.
Подача заявки
ОС запрашивает у организации, подавшей заявку, предоставления необходимой информации, чтобы установить:
- предполагаемую область сертификации;
- сведения о подавшей заявку организации, требуемые согласно схеме сертификации, включая ее наименование и адрес (адреса) расположения ее производственных площадок, ее процессы и операции, людские и технические ресурсы, функции, связи в рамках организационной структуры и любые другие имеющие значение юридические обязательства;
- сведения об аутсорсинговых процессах, используемых организацией и способных оказать влияние на соответствие требованиям;
- стандарты или другие требования, на соответствие которым подавшая заявку организация намерена сертифицироваться;
- информацию относительно использования консультативных услуг по системе менеджмента, подлежащей сертификации.
До проведения аудита ОС анализирует заявку и дополнительную информацию, имеющую отношение к сертификации, чтобы удостовериться в том, что:
- информация об организации, подавшей заявку, и ее системе менеджмента является достаточной для проведения аудита;
- любые известные различия в понимании требований между органом по сертификации и подавшей заявку организацией были урегулированы;
- орган по сертификации обладает компетентностью и возможностями для выполнения работ по сертификации;
- приняты во внимание предполагаемая область сертификации, место(а) осуществления деятельности подавшей заявку организации, время, необходимое для проведения аудита, и любые другие обстоятельства, оказывающие влияние на работы по сертификации (язык, условия безопасности, угрозы для обеспечения беспристрастности и т.д.).
После анализа заявки орган по сертификации принимает, либо отклоняет заявку на проведение сертификации. Если орган сертификации отклоняет заявку в результате ее анализа, причины отклонения заявки разъясняются заказчику.
На основании данного анализа орган по сертификации определяет уровень компетенции, необходимый для формирования аудиторской группы и принятия решения о сертификации.
Для рассмотрения апелляций или жалоб в отношении услуг по сертификации халяль создан комитет по жалобам и апелляциям, который действует в соответствии с Положением по работе с жалобами и апелляциями.
Жалобы потребителей в отношении сертифицированной продукции/услуг халяль оцениваются органом по сертификации халяль. Если в результате таких оценок жалоба признается обоснованной, то к владельцу сертификата должно быть предъявлено требование о возмещении убытка (убытков), нанесенного в соответствии с надлежащими положениями договора.
1 этап процесса - Анализ документации. Формирование Программы аудита.
После выполнения процесса анализа заявки и заключения договора на сертификацию халяль, анализа документации на сырье и продукцию. Руководитель экспертного отдела формирует Программу аудита и определяет группу аудиторов и экспертов на основе принципов независимости и компетентности.
Программа аудита включает первичный аудит, состоящий из двух этапов, инспекционные аудиты в течение первого и второго годов и повторный аудит в течение третьего года до истечения срока действия сертификата. Трехлетний цикл сертификации начинается с решения по сертификации или повторной сертификации.
При определении программы аудита и любых последующих ее корректировках учитывается размер организации заказчика, область распространения и сложность его системы менеджмента, продукцию и процессы, а также продемонстрированный уровень результативности системы менеджмента и результаты всех предыдущих аудитов.
2 этап процесса - Проведение первичного аудита.
Первичный аудит сертификации продукции/услуг/системы менеджмента халяль выполняется в два этапа.
Первый этап сертификационного аудита.
Цели первого этапа аудита заключаются в предоставлении иллюстративного материала для планирования второго этапа аудита посредством получения понимания системы менеджмента безопасности продукции в контексте выявления угроз безопасности пищевых продуктов, анализа, плана HACCP и программ обязательных предварительных мероприятий, политики и целей, и, в частности, состояния готовности организации к аудиту путем анализа степени нижеизложенного:
- организация выявила программы обязательных предварительных мероприятий, которые являются соответствующими бизнесу (например, законодательные и нормативно-правовые требования);
- система менеджмента безопасности продукции включает надлежащие процессы и методы для выявления и оценки угроз безопасности организации и последующего отбора и распределения по категориям мер контроля (сочетаний);
- имеется законодательство в области безопасности в отношении соответствующего сектора (секторов) организации;
- система менеджмента безопасности продукции разработана для реализации политики безопасности организации;
- программа реализации системы менеджмента безопасности продукции предоставляет основания для аудита (этап 2);
- валидация, проверка и программы по улучшению соответствуют требованиям стандарта системы менеджмента безопасности продукции;
- документы и соглашения системы менеджмента безопасности продукции в наличии для внутреннего обмена информацией, а также обмена информацией с соответствующими поставщиками, заказчиками и заинтересованными сторонами, и
- любая дополнительная документация, которая требует пересмотра и/или информации, которая должна быть получена заранее.
Для сертификации халяль первый этап аудита может проводиться дистанционно на территории органа по сертификации халяль или территории организации заявителя согласно сложности производства или услуги, чтобы достичь вышеуказанных целей. При сертификации на соответствие международному стандарту GSO 2055-2:2021 в категориях C, D, E, I и K обязательно, чтобы аудит 1-го этапа проводился на местах. В тех случаях, когда аудит на 1-этапе не проводился на местах, продолжительность аудита на 1-этапе не может превышать 20% от общего времени аудита. Если аудит 1-этапа проводится на местах, продолжительность аудита 1-этапа не может превышать 30% от общей продолжительности аудита.
Любая часть системы менеджмента безопасности продукции, которая была проверена на 1-этапе аудита и признана полностью внедренной, эффективной и соответствующей требованиям, может не нуждаться в повторной проверке на 2 этапе аудита. ОС обеспечивает, чтобы уже проверенные части системы управления безопасностью продукции продолжали соответствовать требованиям сертификации. В этом случае отчет об аудите 2-этапа включает эти заключения и должен четко указывать, что соответствие было установлено в ходе аудита 1-этапа.
В результате проведения первого этапа командой аудиторов оформляется отчёт по аудиту. Отчёт предоставляется проверяемой организации для ознакомления и при необходимости планирования корректирующих действий, которые должны быть выполнены до наступления даты проведения второго этапа первичного аудита. Интервал между первым и вторым этапами аудита не превышает шести месяцев. Если необходим более продолжительный интервал, первый этап аудита следует повторить. После анализа предоставленных проверяемой организацией доказательств выполнения необходимых корректирующих действий, команда аудита направляет заключение по аудиту в Комитет по принятию решения о сертификации на согласование обоснования для проведения второго этапа первичного аудита.
Проведение первого этапа аудита
Планирование обеспечивает достижение целей первого этапа и заказчик своевременно информируется обо всех работах, которые планируется проводить в ходе первого этапа на его территории.
Первый этап аудита проводится с целью:
- a) анализа документации системы менеджмента заказчика;
- b) оценки специфических условий размещения производственных площадок, а также с целью обсуждения с персоналом заказчика готовности ко второму этапу аудита;
- c) анализа состояния заказчика и понимания им требований стандарта, в частности, тех, которые относятся к идентификации ключевых работ, или значимых аспектов, процессов, целей, а также к функционированию системы менеджмента;
- d) сбора необходимой информации относительно области применения системы менеджмента, включая:
- местоположение (производственные площадки) заказчика,
- используемые процессы и оборудование,
- установленные уровни управления (особенно для случаев с несколькими производственными площадками),
- применяемые законодательные и нормативные требования;
- e) анализа распределения ресурсов для проведения второго этапа аудита и согласования с заказчиком деталей второго этапа аудита;
- f) обеспечения правильной расстановки акцентов при планировании второго этапа аудита на основе четкого понимания системы менеджмента заказчика и функционирования производственных площадок в связи со стандартом на системы менеджмента или другим нормативным документом;
- g) оценки того, были ли спланированы и проведены внутренние аудиты и анализы со стороны руководства, и что уровень внедрения системы менеджмента является достаточным для признания готовности заказчика к проведению второго этапа аудита.
Документированные заключения в отношении первого этапа и готовность к проведению второго этапа аудита доводятся заказчику, включая указание на проблемные области.
При установлении промежутка времени между проведением первого и второго этапов аудита рассматриваются потребности заказчика, связанные с устранением проблемных областей, выявленных в ходе первого этапа аудита. При необходимости ОС может скорректировать мероприятия по подготовке второго этапа аудита. В случае внесения серьезных изменений, способных повлиять на функционирование системы менеджмента, ОС рассматривает вопрос о необходимости повторного проведения части или всех мероприятий первого этапа аудита. Заказчик информируется о том, что результаты, полученные в ходе первого этапа аудита, могут привести к отсрочке или отмене проведения второго этапа аудита
Второй этап сертификационного аудита.
Второй этап сертификационного аудита проводится на месте. По результатам также оформляется отчёт и предоставляется проверяемой организации для ознакомления и при необходимости планирования корректирующих действий. После анализа предоставленных проверяемой организацией доказательств выполнения необходимых корректирующих действий, команда аудита направляет заключение по аудиту в Комитет по принятию решения о сертификации. Решение о сертификации передаётся Руководителю договорного отдела для оформления сертификата, разрешения на применение знака халяль.
Инспекционный аудит.
ОС проводит инспекционный аудит через определенные временные интервалы в соответствии со схемой сертификации, а также принимая во внимание исследуемый характер продукции/услуг халяль, требования сертификации, любые несоответствия, выявленные в продукции/услугах халяль или на территориях, связанных с продукцией/услугами халяль, или любые жалобы, полученные в отношении сертифицированной продукции/услуг халяль. По результатам также оформляется отчёт и предоставляется проверяемой организации для ознакомления и при необходимости планирования корректирующих действий.
Все аудиты проводятся в соответствии с планом аудита, который предоставляется проверяемой организации на согласование за 7 дней до начала аудита.
Повторная сертификация (ресертификация).
Владельцам сертификата халяль (сертифицированной организации) следует подать заявку о повторной сертификации или возобновлении не раньше, чем за шесть (6) месяцев до даты истечения нынешнего сертификата халяль. Владельцам сертификата халяль, не сумевшим возобновить принадлежащие им сертификаты халяль, не будет разрешено применять знак халяль на территориях или на произведенной продукции.
Выборочный контроль
При необходимости отбираются образцы в достаточном количестве из производственных/сервисных помещений для проведения необходимых проверок и испытаний.
При определении любых требований к отбору образцов орган по сертификации «Халяль» устанавливает документированные процедуры отбора и контроля образцов для обеспечения прослеживаемости и того, что они представляют продукт «Халяль».
Образцы, направляются на анализ в аккредитованную лабораторию в соответствии с ISO/IEC 17025 признанным органом в стране.
Инспекция и испытания
Проверки и тестирование Халяльного продукта/услуги определяются в соответствии с требованиями Халяльного продукта/услуги и национальными и/или региональными или международными правовыми положениями.
Лаборатории, которые проводят проверки и/или анализы, должны быть аккредитованы в соответствии с ISO/IEC 17025 признанным органом власти в стране.
Если независимые испытательные центры недоступны, орган по сертификации «Халяль» убеждается, что на испытательных центрах поставщика действуют указанные меры контроля, и управление ими осуществляется надлежащим образом в целях обеспечения достоверности полученных результатов, и наличие записей, обосновывающих их достоверность.
Деятельность по инспекционному контролю
При проведении аудита производства/услуг «Халяль» и выявлении несоответствий, непосредственно влияющих на безопасность продукции/услуг «Халяль», отбираются образцы для проведения контрольной проверки.
Во всех случаях процедуры в отношении выданных отчетов по итогам наблюдения определяются Комитетом по принятию решений.
Прекращение, сужение области, приостановка или отмена сертификации
Если несоответствие сертификационным требованиям будет подтверждено результатами надзора или иначе, орган по сертификации рассматривает возможность и принимает решение относительно соответствующих действий:
- продолжение сертификации при условиях, указанных органом по сертификации (например, усиленный надзор);
- сужение области сертификации для исключения несоответствующих модификаций продукции;
- приостановка сертификации в ожидании принятия корректирующих мер заказчиком;
- отмена сертификации.
Если сертификация прекращена (по требованию заказчика), приостановлена или отменена, то применяются меры, установленные схемой сертификации, и вносятся все необходимые изменения в официальные документы по сертификации, открытую информацию, разрешения на использование знаков и т.п., чтобы убедиться в отсутствии указаний на то, что продукция продолжает оставаться сертифицированной. При сужении области сертификации принимаются меры, установленные схемой сертификации, и вносятся все необходимые изменения в официальные документы по сертификации, открытую информацию, разрешения на использование знаков и т.п., чтобы убедиться в том, что этот факт однозначно доведен до сведения заказчика и четко отражен в документации по сертификации и открытой информации.
Если сертификация приостановлена, то орган по сертификации вырабатывает и доводит до сведения заказчика информацию:
- о действиях, необходимых для прекращения приостановки и возобновления сертификации продукции в соответствии со схемой сертификации;
- о любых других действиях, требуемых схемой сертификации.
Если сертификация возобновлена после приостановки, вносятся все необходмые изменения в официальные документы по сертификации, открытую информацию, разрешения на использование знаков и т.п., чтобы убедиться в наличии указаний на то, что продукция продолжает оставаться сертифицированной. Если принято решение о сужении области сертификации, то вносятся все необходимые изменения в официальные документы по сертификации, открытую информацию, разрешения на использование знаков и т.п., чтобы убедиться в том, что этот факт однозначно доведен до сведения заказчика и четко отражен в них.